Турбины - история, проблемы и их решение

Первые попытки создания высокооборотистых турбинных двигателей предпринимались еще в 15-м веке великим мастером Леонардо да Винчи – в чертежах, оставшихся от этого, без преувеличения, не только гениального художника, но и одного из лучших инженеров всех времен и народов, нашлись эскизы устройства, которое, по сути, представляет собой самую настоящую паровую турбину.

.

Правда, ее предназначение имело несколько другой характер – не тот, который подразумевают, говоря о турбинах сегодня.  На самом деле это была довольно допотопная установка – над огнем, на котором жарилось мясо, помещался, грубо говоря, вентилятор, вращение которого осуществлялось за счет воздействия поднимающегося от огня горячего воздуха на лопасти особой формы. Но вращение это использовалось не для получения энергии, а всего лишь для передачи крутящего момента вертелу, на котором это мясо, собственно, и жарилось. Даже несколько странно, кстати, почему эту идею до сих пор не приняли на вооружение шашлычные – это ведь на самом деле настолько удобно…

Но всерьез этой темой заинтересовались лишь в конце 19-го века – до этого предпринималась масса попыток создать что-то действительно эффективное, но развитие термодинамики и металлургии еще не достигло того уровня, который мог бы позволить реализовать весь потенциал идеи турбинного двигателя на практике. Но в 1894-м наконец-то был создан первый рабочий механизм – паровая турбина. Которая, кстати, приводила в движение целый корабль, который так и назывался – «Турбиния». Правда, еще тогда стали очевидны две основные проблемы – необходимость обеспечения постоянного поступления смазки на вращающиеся части установки (иначе валы слишком быстро изнашивались) и проблема охлаждения. В какой-то момент эти проблемы даже пытались решать совместно – в качестве единственной охлаждающей жидкости предлагалось использовать масло, применяемое одновременно и для смазки. Оно, естественно, тоже нагревалось, его тоже нужно было охлаждать, и так и появились первые маслоохладители – устройства, которые имеют лишь отдаленное сходство с традиционным радиатором в его обычном понимании, но выполняющие, по сути, те же функции – охлаждение. Машинное масло тех времен, кстати, вообще нельзя было сравнивать с сегодняшними продуктами нефтепереработками – при низких температурах оно слишком сильно густело, при высоких – начинало разлагаться, причем некоторые составляющие могли вступать в реакцию с металлическими частями турбин.

Прошло время, масло стало более качественным, но и турбины значительно повысили скорости своей работы, и необходимость охлаждения турбинного масла столь же актуальна, как и столетие назад. Но и маслоохладители тоже стали более совершенными - мб 190-250, например, за счет использования профилированной, а не гладкой трубы, обладает куда большей эффективностью и может обеспечить более высокую степень производительности. Такие устройства используются в системах охлаждения турбинных двигателей всех типов.

Подписаться

Контакты

mapРоссия, Автомобильный проезд 10, стр. 4, оф. 11

 

Мы в соц. сетях